СКПК могут дать время для вступления в СРО

размещено в: Новости отрасли | 0

По данным Системы обеспечения законодательной
деятельности (СОЗД), 19 июля Совет законодателей при Федеральном Собрании России
одобрил проект законодательной инициативы № 7-925, подготовленный самарскими депутатами,
и предложил внести его в Госдуму. Законодательная инициатива предлагает отложить
применение нормы об обязательном членстве сельскохозяйственных кредитных потребительских
кооперативов (СКПК) в СРО до 2025 года.

Данная законодательная инициатива
была зарегистрирована в СОЗД в мате текущего года. Комитет Федерального Собрания
по экономической политике поддержал данное предложение. В Аппарате Госдумы посчитали,
что данный вопрос требует дополнительного обсуждения. А в Аналитическом управлении
Аппарата Совета Федерации отметили, что ранее дата, после которой членство СКПК
в СРО должно стать обязательным, уже была перенесена с начала 2018 на 1 января 2020
года. Данная мера была введена для накопления опыта о деятельности СРО на финансовых
рынках
, сбора и анализа отчетности действующих кооперативов, а также ликвидации
недействующих. Поэтому в Аналитическом управлении верхней палаты парламента полагают,
что очередное продление переходного периода может помешать внедрению института СРО
в данную сферу. В связи с этим чиновники посчитали целесообразным дополнительно
обсудить инициативу с привлечением экспертного сообщества.

По данным Центрального Банка России,
на 29 марта 2019 года действующими считаются 756 СКПК, ещё 243 СКПК находятся на
различных стадиях ликвидации. Из 756 СКПК только ¾ проводят хозяйственные операции
и предоставляют отчётность. Создание новых СКПК практически прекратилось (в 2016
году образовано 36 СКПК, в 2017 году – 26 СКПК, в 2018 году – 14 СКПК, в первом
квартале 2019 года – 1 кооператив). Данная тенденция негативно сказывается на достижении
целей федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской
кооперации», поскольку именно на базе СКПК складываются устойчивые сообщества малых
сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые создают кооперативы по переработке
и сбыту сельскохозяйственной продукции. Кроме того, СКПК являются уникальным источником
доступных заемных ресурсов как для кооперативов иных видов, так и для крестьянских
(фермерских) и товарных личных подсобных хозяйств, что напрямую ставит развитие
самозанятости сельского населения в зависимость от развития сельскохозяйственной
потребительской кредитной кооперации.

Самарские депутаты отметили, что поспешное
введение обязательного саморегулирования в сферу СКПК означает радикальное усиление
административной нагрузки на действующие кооперативы. Кроме того, это приведет к
росту расходов, не имеющих источников покрытия. Ведь, Центральный Банк вправе возложить
на СРО обязанность проводить проверки СКПК–членов СРО, при этом количество таких
поручений ничем не ограничивается, а все расходы по проведению контрольных мероприятий
ложатся на СКПК–членов СРО. Сотни кооперативов оперируют фондами финансовой взаимопомощи
в пределах нескольких сотен тысяч рублей, а территориальная удалённость СКПК от
места нахождения СРО в сфере финансового рынка может измеряться сотнями и даже тысячами
километров. Так как законодатель допустил создание не более чем 3 СРО, объединяющих
не менее 26 % всех кооперативов, и, как следствие, подлежащих размещению в столице
или других крупных городах. При этом СКПК, создаваемые на уровне сельского поселения
(в условиях личного знакомства членов между собой), действуют на территории от Смоленской
области до Республики Саха (Якутия) и от Архангельской до Астраханской областей.

Кроме того, авторы законодательной
инициативы прогнозируют возникновение у СРО в сфере финансового рынка собственных
интересов. Так, для сохранения статуса, СРО будут проявлять повышенную предвзятость
по отношению к слабейшим СКПК. Саморегуляторы будут избирать наиболее жестокие санкции
(в форме штрафов или исключения из СРО, что равносильно ликвидации). Ведь, в противном
случае сама СРО оказывается перед перспективой исключения из реестра Центробанка.

В этих условиях, отмечают самарские
депутаты, неизбежно возникнет недоверия сельского населения к вновь создаваемым
СРО, функцией которых станет не помощь в развитии кооперации, а ужесточение и удорожание
регулирования. Таким образом, значительная часть кооперативов прекратит свою деятельность,
сельскохозяйственные товаропроизводители на годы вперёд будут воздерживаться от
создания новых кооперативов. Сократится предоставление заемных средств малым формам
хозяйствования на селе. Эскалация данного процесса окажет негативное влияние на
достижение целей устойчивого развития сельских территорий, реализацию национального
проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской
инициативы» на сельских территориях.

«В связи с этим целесообразно отложить
применение нормы … об обязательном членстве сельскохозяйственных потребительских
кредитных кооперативов в саморегулируемых организациях на период до стабилизации
количества кооперативов, продолжающих деятельность, и возобновления создания новых
кооперативов», — говорится в пояснительной записке к законодательной инициативе.

В тексте самой инициативы указано,
что такая стабилизация наступит 1 января 2025 года.

«В части
2 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 292 …. слова «с 1 января 2020
года» заменить словами «с 1 января 2025 года», — говорится в проекте законодательной
инициативы.

Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru

Источник: all-sro.ru

Добавление комментариев закрыто.