СРО «МиР»: «целесообразно предоставить возможность заемщику потребовать возврата стоимости любой приобретенной им услуги»

размещено в: Новости отрасли | 0
В рамках очередного заседания Экспертного Совета по защите
прав потребителей при Центробанке, прошедшем 20 августа, председатель Совета СРО
«МиР» Эльман Мехтиев представил разработанные саморегулятором поправки в законопроект,
регламентирующий внесение изменений в закон о потребительском кредите (займе).
Изменения касаются «навязанных» заемщику услуг. Соответствующая информация
появилась на сайте отраслевой СРО.
СРО «МиР» разработала поправки в законопроект № 942236-7 «О
внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе) (в
части повышения защиты прав и законных интересов заемщиков)». Подробнее о них
рассказал председатель Совета СРО «МиР» Эльман Мехтиев на заседании Экспертного
Совета по защите прав потребителей при Центробанке, прошедшем в минувший
четверг.
Инициатива отраслевой саморегулируемой организации касается,
в том числе нормы, которая запрещает обусловливать приобретение одних услуг обязательным
приобретением иных услуг. Саморегулятор отметил,
что закон «О защите прав потребителей» уже установил запрет на «навязывание» допуслуг
при приобретении основной услуги. Однако, как пояснили в СРО, согласно логике
некоторых норм закона «О потребительском кредите», договор займа может предусматривать
обязанность заключения дополнительных договоров, предполагающих отдельную плату
со стороны заемщика, если заемщик на это согласился в письменной форме. В свою
очередь, законопроект «О внесении изменений в ФЗ «О потребительском кредите
(займе)» предусматривает запрет на «навязывание» таких допуслуг при заключении
и исполнении договора потребительского кредита (займа).
«Предлагаемая норма предполагает осуществлять компенсацию
заемщику его затрат на приобретение дополнительной услуги. Следовательно,
предполагается, что заемщик выразил согласие на приобретение такой услуги и
оплатил ее. Во избежание споров о наличии/отсутствии предоставленной заемщику
возможности отказа от приобретения услуги или степени понимания заемщиком
содержания услуги, на приобретение которой он согласился, целесообразно предоставить возможность заемщику потребовать возврата
стоимости любой приобретенной им услуги и обязать кредиторов и третьих лиц
выплатить компенсацию за невыполнение такого требования заемщика», — пояснили
в СРО «МиР».
Как полагает саморегулятор, данный механизм защитит права
заемщиков и сделает процесс восстановления нарушенных прав быстрым и простым
для доказывания.
Так, законопроект «О
внесении изменений в ФЗ «О потребительском кредите (займе)» предусматривает
следующую формулировку для введения указанного механизма (часть 25 стать 5
законопроекта № 942236-7) :
«Запрещается обусловливать заключение и исполнение договора
потребительского кредита (займа) необходимостью приобретения за отдельную плату
дополнительных услуг, оказываемых кредитором и (или) третьими лицами, в том
числе посредством заключения заемщиком иных договоров, за исключением случаев,
когда приобретение таких услуг осуществляется в соответствии с требованиями о
заключении договора страхования предмета залога, обеспечивающего требования к
заемщику по договору потребительского кредита (займа), страхованию рисков
утраты и повреждения. В случае нарушения права заемщика на свободный выбор
услуг кредитор обязан выплатить заемщику компенсацию в двукратном размере
произведенных им затрат по оплате дополнительных услуг, оказываемых кредитором
и (или) третьими лицами, в течение десяти рабочих дней с даты предъявления
заемщиком соответствующего требования».
В свою очередь, СРО
«МиР» предлагает изложить указанную норму в иной редакции:
«Если обязанность заключения договора на оказание
дополнительной услуги за отдельную плату при оформлении договора
потребительского кредита (займа) не предусмотрена федеральным законом, заемщик
вправе до истечения установленного при заключении договора потребительского
кредита (займа) срока возврата потребительского кредита (займа), но не более
чем в течение 14 (четырнадцати) дней после заключения договора потребительского
кредита (займа) потребовать возврата полной стоимости такой услуги, оплаченной
заемщиком. Кредитор или третье лицо, заключившее с заемщиком договор на
оказание ему дополнительной услуги за отдельную плату, обязаны вернуть заемщику
стоимость оплаченной им такой услуги в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты
получения указанного требования заемщика. В случае отказа кредитора или
третьего лица, с которым заемщик заключил договор на оказание дополнительных
услуг за отдельную плату, вернуть заемщику оплаченную им стоимость такой услуги
в указанный в настоящей части статьи 5 срок кредитор обязан выплатить заемщику
компенсацию в двукратном размере произведенных заемщиком затрат по оплате
дополнительных услуг, оказываемых кредитором и (или) третьими лицами за
отдельную плату, в течение десяти рабочих дней с даты истечения указанного в
настоящей части статьи 5 срока для возврата стоимости услуги».Напомним, СРО
«МиР» также предложила регулятору дать кредиторам две недели на возврат
денег за «навязанную» услугу.
 

Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru

Источник: all-sro.ru

Добавление комментариев закрыто.