Экосистема представляет собой набор собственных или партнерских сервисов, объединенных вокруг одной компании. Такие экосистемы активно развивают производители электроники, банки и т.д. К примеру, «Яндекс» создал целую экосистему собственных сервисов такси, доставка, почта, музыка, виртуальный диск, поиск, голосовой помощник. По аналогичному пути пошел «Сбербанк», в приложении которого одновременно доступно множество услуг компании. Похожие инициативы запускают правительства и государственные ведомства. Так, в России планируют создать цифровую экосистему в сфере жилищного строительства. В ней клиент сможет в несколько кликов решить все вопросы от выбора квартиры и оформления ипотеки до организации ремонта и переезда.
Центральный банк выпустил для общественных консультаций доклад «Экосистемы: подход к регулированию». В нем указано, что российская экономика переходит на платформенные модели и экосистемы. Платформы приносят инновации в экономику, дают новое качество жизни для потребителей. Так, большинство ежедневных покупок уже можно совершать онлайн в несколько кликов. Экосистемы работают по принципу одного окна, позволяя совершать все операции в едином мобильном приложении. При этом большое количество данных позволяет экосистеме сформировать «портрет клиента» и упрощает получение услуг. Платформы и экосистемы предоставляют новые возможности поставщикам товаров и услуг. Так, платформы онлайн-торговли дают малым и средним предприятиям способ дотянуться через Интернет до большого количества покупателей. Однако нерегулируемое развитие экосистем несет риски для участников экосистем, иных экономических субъектов и экономики в целом. Такими рисками становятся недобросовестная конкуренция и монополизация отдельных сегментов рынка, монополизация технологий, неправомерное использование персональных данных клиентов.
Также регулятор выделил риски для кредиторов и вкладчиков банков, на базе которых формируются экосистемы. Это риски, связанные с выходом банков в новые для них отрасли (нефинансовые отрасли), в том числе стратегический риск, риск вынужденной поддержки, риск информационной безопасности.
В платформенной экономике данные о клиентах становятся ключевой ценностью. Правила их получения, использования и хранения является одним из центральных вопросов в регуляторной политике государства. Политика регуляторов по отношению к экосистемам сейчас находится в стадии активного формирования. Так, эффективность традиционных механизмов регулирования снижается, а новые пока только создаются.
«Оптимальная целевая структура российского рынка – как минимум несколько крупных национальных экосистем, конкурирующих между собой и с иностранными игроками, нишевые поставщики и менее масштабные платформы, удовлетворяющие спрос клиентов за пределами экосистем и бросающие вызов экосистемам-лидерам», — говорится в докладе регулятора.
Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) предложил Центробанку и Минэку внедрить саморегулирование в сферу экосистем (группы сервисов, продвигаемых одним брендом).
Элеонора ШириноваСпециально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО) www.all-sro.ru
Источник: all-sro.ru